В работе российских конных клубов есть один тонкий вопрос, который пока не получается привести к общему знаменателю: про ответственность за безопасность на занятиях верховой ездой. У владельцев конных клубов вместе с тренерами, с одной стороны, и клиентов, с другой, разные мнения на этот счет. А вопрос сводится к следующему: на что каждый из участников отношений имеет право, и кто за что отвечает при наступлении несчастного случая?
С позиции клуба, с клиентами, кажется, разделаться легче легкого: не устраивают наши условия — ищите другое место для занятий. Благо, выбор сейчас есть. Хотите себя обезопасить — покупайте страховку. Ваши жизнь и здоровье — исключительно ваша забота. А наша — следовать правилам техники безопасности по рекомендациям ВНИИК. Это у нас в России.
А как строятся такие отношения в цивилизованном мире?
Клуб заключает со страховой компанией договор, по которому покрываются расходы на медицинскую помощь клиенту при наступлении несчастного случая. Упал всадник на занятии, получил травму — его за счет средств клуба везут в больницу, ставят диагноз и оказывают медицинскую помощь. Учитывая, что в развитых странах медицинские услуги дорогие, то сумма расходов весьма существенна. Но по договору эти расходы покрывает страховая компания. Таким образом и клуб ничего не теряет, и клиент получает помощь бесплатно.
Такое же отношение и к сотрудникам клубов — конюхам, тренерам, берейторам. Если в процессе работы сотрудник получает травму, лечат его за счет страховых выплат.
При большой проходимости клуба и интенсивных занятиях такой подход оказывается очень выгодным как с экономической, так и с имиджевой стороны. Проявляя заботу о клиентах и сотрудниках, клуб работает на свою репутацию, а расходы на страховые взносы покрываются грамотным ценообразованием и маркетингом.
Как говорят, в нашей стране страховые компании просто не знают, по какой статье проводить такой вид страхования. Однако, вот реальный пример, если не на все сто, то в большой степени схожий с западной моделью. Своим опытом цивилизованного подхода к работе делится Галина ЕГОРОВА, руководитель новосибирского конного клуба «Сосновый бор»:
— Работа в нашем клубе идет по трем ключевым направлениям: это секция верховой езды для детей от 8 до 18 лет, иппотерапия и прокат лошадей для прогулок и занятий с тренером.
В секции занимается около ста детей. Для них в обязательный пакет документов входят заявление от родителей, справка от врача об отсутствии противопоказаний для занятий конным спортом и страховой полис от несчастного случая, где указано занятие конным спортом. На основании этих документов заключается договор об оказании физкультурно оздоровительных услуг.
К остальным клиентам клуба требования другие. Разумеется, все, кто занимается, в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются в специальном журнале. Тренеры на первом занятии подробно рассказывают все правила ТБ, а затем раз в год проводят повторный инструктаж и обновляют регистрацию в журнале.
А вот наличие страховки от клиентов проката или иппотерапии мы не требуем. Конечно, каждый может приобрести полис страхования от несчастного случая по собственному желанию, однако заставить всех наших клиентов делать это мы не можем.
Поэтому мы заключили договор со страховой компанией «Ренессанс» по правилам страхования гражданской ответственности устроителей зрелищных, спортивно-оздоровительных, культурных и общественных мероприятий.
Объектом страхования являются имущественные интересы посетителей, связанные с их жизнью и здоровьем на период пребывания на территории клуба в течение 24 часов. Страховым риском по договору считается предполагаемое событие причинения вреда жизни и здоровью (смерть, инвалидность, телесные повреждения). Исходя из нашей средней загрузки, в день застраховано шесть человек. Сумма покрытия составляет 500 000 рублей на человека.
Для выплат по этому договору требуются акт о происшествии, документ, подтверждающий пребывание посетителя у нас на территории (чек, квитанция об оплате), выписка из истории болезни, копии листов нетрудоспособности, документы из больницы, скорой, копия заключения медико-социальной экспертизы при установке инвалидности.
Компания сама вышла на нас и предложила сотрудничать. По такому виду страхования для устроителей спортивно-оздоровительных мероприятий могут быть застрахованы, например, посетители батутного центра, теннисного корта, бассейна и т. п. К счастью, страховых случаев по этому договору у нас не было и, надеюсь, не будет и дальше, но с лошадьми бывает всякое.
Кроме того, своих сотрудников мы страхуем от укуса клеща. Мы же в Сибири живем, клещей тут много, и риск заболеть клещевым энцефалитом очень высокий. Кстати, раз в год мы обрабатываем территорию от клещей, а также дважды в год обязательно избавляемся от крыс и мышей. Грызуны являются переносчиками клещей, поэтому сначала травим грызунов, потом клещей для большего эффекта.
Вообще к безопасности и ведению документации об инцидентах мы относимся очень серьезно. У нас есть такое правило: при любом падении с лошади, укусе и т. д. инструкторы и тренеры пишут акт о происшествии. В нем указываются дата, место, участники и причина падения, были ли родители, что было сделано, свидетели и подписи.
Эти акты у нас благополучно лежат на всякий случай. Бывает, что сразу после падения ничего не произошло, а на следующий день или через день люди звонят, что в больницу ездили, что-то сломали. Перелом ведь не сразу можно распознать. Наши администраторы обязательно на следующий день звонят упавшему, спрашивают, всё ли нормально.
При серьезных падениях всегда вызываем «скорую». И настаиваем на этом, даже если родители всадника не хотят. Она ведь сразу в травматологическое отделение без очередей доставит, и документ сразу из больницы есть.
В конюшнях и в манежах у нас стоят камеры видеонаблюдения. Если случилось падение, мы сами смотрим записи, разбираем, как лошади себя вели, что сотрудники сделали, а потом обсуждаем с тренерами, в чем была причина инцидента.
Все наши сотрудники, включая администраторов, проходят курсы оказания первой доврачебной помощи. Мы приглашали для этого специалистов к себе в клуб. Ну и регулярно собрания проводим, разбираем разные спорные случаи в клубе, как отвечать в различных ситуациях клиенту, говорим про тренерскую практику, этику.
Получается, много всего делаем. Но лучше сделать больше и спокойно работать, чем переживать, что чего-то где-то недосмотрел и беспокоиться о последствиях.
Ольга Ерычева
ноябрь 2018