Как называть свою профессию тому, кто учит других людей ездить верхом? У нас на эту тему разгораются бесплодные споры в соцсетях и на форумах. В западных системах обучения, например, в той же британской BHS, этот вопрос отдельно разбирают и дают определения тренеру, инструктору и учителю верховой езды.
На самом деле, значения этих понятий можно посмотреть в толковых словарях. Разные слова — значит и смысл разный.
Инструктор (riding instructor). Из самого слова понятно, что это человек, который инструктирует. Это значит, дает краткие, сжатые, но емкие указания, как действовать в той или иной ситуации. В верховой езде это может быть инструктаж перед выездом на прогулку по лесам, по долам.
Что делать, что не делать, в каком режиме будет проходить прогулка, в каком порядке двигаться, на какие сигналы инструктора реагировать и т. д. Задача инструктора — быстро и с максимальной эффективностью донести до клиента только ту информацию, которая необходима в конкретной ситуации для выполнения конкретной задачи.
Например, инструктор может посадить на лошадь абсолютного новичка, объяснить, как управлять — влево-вправо, остановить, поехать. На это потребуется 15 минут, а затем можно вполне успешно совершить часовую прогулку. Человек ничему не научится, но получит определенный опыт.
Учитель (riding teacher). По аналогии со школьным, это человек, который учит чему-то новому — то есть объясняет это новое, показывает, как этим пользоваться, направляет в освоении нового навыка. Например, решать квадратные уравнения или ехать облегченной рысью. Чтобы научить и решать уравнения, и ехать рысью, достаточно одного-двух занятий. Как только ученик понял, как делать это новое, попробовал, у него получилось, миссия учителя на этом выполнена.
Главное для учителя — донести знание до ученика. Но — в функцию учителя не входит задача развить и отточить новый навык до совершенства. Для этого нужно посвятить уравнениям или езде рысью долгие часы, решить тысячу разных примеров или ездить в тысяче разных ситуаций.
Тренер (equestrian coach). У тренера задача более сложная, чем у учителя или тем более инструктора. Ему приходится шлифовать эти самые умения и навыки, улучшая их качество. В примере с рысью тренер как раз и придумает те тысячу и одно занятие, на которых будет вырабатываться качество езды облегченной рысью. То есть круги, вольты, серпантины, перемены направления, езда через жерди, в полях, вариации аллюра и т. д. — все, что развивает и совершенствует технику.
Искусство учителя, наставника или тренера по верховой езде заключается в умении наблюдать и оценивать, что всадник и лошадь делают хорошо, а что не очень. А затем:
— принимать решения, как исправить то, что не очень хорошо;
— доносить до всадника смысл этого решения и доходчиво объяснять, что и как будет исправлено.
По сути, тренер является одновременно и инструктором, и учителем, но есть у него и функции сверх этого. Для каждого всадника на определенных этапах развития наступает момент, когда необходимости в получении новых знаний нет. Скажем, всадник научился садиться на лошадь, спешиваться, ездить тремя аллюрами. Но чтобы проехать даже самый простой маршрут или тест в выездке, всаднику надо прокачать эти навыки. И вот тут нужен тренер, кто изо дня в день станет работать над улучшением того, что всадник уже знает, и подводить его умения к общепринятым спортивным стандартам.
Как можно заметить по английским названиям этих профессий, у тренера появляется прилагательное equestrian, означающее связь не просто с верховой ездой (riding), а с конным спортом. При этом уровень достижений в спорте не имеет значения. В BHS тренерами называют любого специалиста, обучающего даже на базовом уровне. Тренер может готовить юных или начинающих всадников, чтобы проехать маршрут до 80 см или Предварительный приз. И совсем не обязательно это должен быть уровень мастеров спорта.