Наша пирамида развития настоящего всадника очень проста и универсальна. В ней всего три блока. Они описывают последовательное продвижение всадника от базовых навыков к вершинам мастерства. Аккуратные и склонные все систематизировать немцы когда-то описали этапы подготовки спортивной лошади в виде пирамиды. Они расположили в строгой последовательности один над другим шесть ступеней тренинга и начертили схему для наглядности. И теперь каждый тренер или спортсмен знает, в какой последовательности развивать необходимые качества у лошади.
От простого к сложному, от ритма через расслабление, контакт, импульс и прямолинейность мы подходим к сбору. Каждый из этих уровней — неотъемлемая часть сбалансированного физического развития спортивной лошади. Как в реальной пирамиде из кубиков вершине нужна опора на устойчивое основание, так и в развитии лошади каждое последующее качество не может быть достигнуто, если нет опоры на предыдущие.
Подобный подход можно применить к обучению всадника. Всевозможных вариантов фрагментации или разбиения наработки навыков верховой езды на смысловые блоки, встречается много. Наша же пирамида будет очень проста и универсальна — всего три блока. Они описывают именно движение от базовых навыков всадника к вершинам мастерства.
1. Равновесие В основе искусства верховой езды лежит умение держать равновесие. Оно и понятно — без равновесия усидеть на лошади и двигаться вместе с ней не получится. Это тот баланс, о котором все говорят.
Именно с развития баланса начинается обучение. Сначала всадник уравновешивается на шагу, затем баланса добиваются на рыси, галопе и в преодолении препятствий. На этом этапе развиваются физические навыки — нарабатываются нужные мышцы, оттачивается чувство ритма, координация движений и способность следовать за лошадью.
Этот этап простирается от первых шагов новичка до продвинутого уровня, когда всадник без усилий легко держится в седле в любой ситуации. Достижение равновесия невозможно форсировать. К нему приходят только практикой и систематическими занятиями в седле.
Тренер на этом этапе играет очень важную роль. Его первостепенная задача точно и грамотно объяснить, что и как происходит с телом всадника на каждом аллюре. Обязательно подкреплять объяснения наглядной демонстрацией и примерами правильной посадки. Фокусировать внимание на правильном положении всех частей тела от головы до стоп. Пояснять, как и почему каждая часть тела влияет на равновесие, какова роль симметрии в посадке. Например, к чему приводит опущенная вперед голова, отведенные от корпуса локти или зажатая поясница.
Важно сформировать у всадника правильный образ посадки, контакта руки со ртом лошади и, соответственно, движений рук и поясницы всадника. Закрепить навыки и довести их до автоматизма через многократное повторение.
В результате последовательной прокачки чувства равновесия мы получим отличного всадника-спортсмена. Чтобы пойти дальше и сделать его тренером-берейтором, нужно шагнуть на следующую ступень пирамиды.
2. Чувство движения На этом уровне всадник учится чувствовать качество движения лошади. Ощущение «правильности» движения позволяет интуитивно корректировать лошадь и тем самым развивать ее физические данные в нужном направлении.
Здесь от простого следования за лошадью, освоенного на этапе развития баланса, всадник переходит к способности воздействовать на качество движения лошади своим телом. И суть тут не просто в высылании шенкелем быстрее или медленнее. Речь о способности добиваться прямолинейности, правильной степени сгибания, подведения задних ног и округления спины, легкости переда. Сюда же входит понимание вариаций и переходов внутри одного аллюра, чувство симметрии движения и умение ее добиваться.
Всадник легко различает, движется ли лошадь от задних ног или тянет на передних. Другими словами, чувствует несовершенства движения и способен скорректировать их, свести к минимуму. При этом совершенно не важно, в какой дисциплине работает всадник. Все эти качества одинаково нужны и в конкуре, и в выездке.
На этом этапе появляется понимание, что своей посадкой и работой тела всадник задает все параметры движения лошади — направление, траекторию, темп, степень собранности, прямолинейность. Лошадь движется в коридоре, ограниченном поводом, руками и ногами всадника. Теперь уже лошадь уравновешивается под всадником и следует за ним.
Вот простой тест, определяющий, есть ли у всадника чувство движения. Предположим, лошадь делает остановку, не подставив одну заднюю ногу. Может ли всадник определить, какая именно нога осталась забытой, не глядя вниз и без подсказок тренера? И делать это на любой незнакомой лошади? Или способен чувствовать разницу между ездой впритирку к стенке манежа и на расстоянии в полтора метра от нее.
Для чего тут нужен тренер? Прежде всего, его задача определить степень готовности всадника перейти к более тонкой работе. Важно давать возможность ездить на хорошо выезженных лошадях, демонстрирующих точные движения, легкие переходы, гибкость и прямолинейность. Акцентировать внимание на малейших отклонениях от «идеала». Учить концентрации и осознанности в каждый момент работы в седле.
Приучить всадника работать сразу же, начиная с шаговой разминки и до момента спешивания. Донести до всадника мысль, что ответственность за качество движения лошади лежит исключительно на нем. Что после каждого занятия лошадь должна становиться чуточку лучше.
3. Знание Хотя ступень знания венчает нашу пирамиду воспитания всадника, это вовсе не означает, что всадник обязательно дорос до езды олимпийского уровня. Суть в том, что на третьей ступени интуитивные и физические ощущения дополняются четким пониманием, что именно происходит в каждый момент езды. Всадник знает, что делать, когда и как, чтобы добиться максимально эффективной работы лошади и улучшить качество движения.
Все действия всадника теперь основываются на знании анатомии лошади, биомеханики и требований к уровню подготовки спортивной лошади
в конкретной дисциплине. У всадника появляется уверенность в своих знаниях, в умении точно и своевременно их применять. На этой ступени формируются тренеры и судьи.
Их профессионализм проявляется в понимании воздействия всадника и его средств управления на лошадь. К примеру, как именно выслать лошадь, чтобы она шагнула или начала осаживание с определенной ноги. В какой фазе шага или рыси эффективнее всего поднимать в галоп. В какой момент требовать смену ног на галопе. Как воздействует на лошадь выбор типа железа или дополнительной амуниции. И важно не просто знать, но и уметь объяснить почему что-то происходит именно так, а не иначе.
И снова вопрос: а что может сделать тренер, чтобы помочь всаднику подняться на эту ступень? Во-первых, он сам должен обладать всеми необходимыми знаниями. Во-вторых, у него должен быть обширный опыт работы с лошадьми и всадниками разного уровня.
В этой фазе работы тренер становится больше наставником для всадника. Он направляет и мотивирует всадника к саморазвитию, обучению и постоянному профессиональному совершенствованию. Главной целью тренера становится воспитание достойного коллеги, преемника, носителя знаний и продолжателя традиций.
Стремиться к вершине пирамиды нужно каждому. Это нелегко. На любом из уровней может настигнуть разочарование или ощущение «потолка», выше которого уже не подняться. Кто-то сдается, убеждая себя, что большего ему и не нужно. Но если ежедневно упорно идти к высокой цели, то каждое новое, пусть небольшое достижение будет шагом вперед на пути к ней.
О роли и ответственности тренера в обучении всадника говорится в курсе
"Принципы обучения верховой езде и ответственность тренера". Ольга Ерычева
2018