тонкости профессии:

Есть ли у вас план?

Когда я начала работать тренером по верховой езде в зарубежных клубах, в общем и целом опыта, полученного в России, хватало. Все было прекрасно с умениями обращаться с лошадьми, знанием их психологии и физиологии. Навыков езды тоже было достаточно, чтобы справляться с конями разного уровня подготовки (без диких мустангов, конечно). Я с благодарностью вспоминала своих наставников из маленького новосибирского конного клуба, что правильно всему научили.

Но вот в одной сфере дела шли не очень. С организацией и планированием уроков как-то не ладилось. Оказалось, что та форма занятий, в которой учили меня мои тренеры, и которую я вполне естественно копировала, совершенно не приемлема в хорошо организованном и ответственном западном мире.

Коллеги-тренеры из европейских стран прекрасно держали внимание любой группы все положенные 45 минут урока. А у меня поначалу занятия разваливались. То возникали паузы, то времени на все упражнения не хватало. Получается, в России хорошо понимают, чему учить, но нет понимания, как учить. Из-за такого разрыва между качественным содержанием и очень слабой формой и возникали мои затруднения.

Потом, конечно, насмотрелась, как работают коллеги, набралась опыта, и мои уроки стали более цельными, интересными и эффективными. Главное было — научиться правильно планировать их.

Итак, у каждого занятия верховой ездой должен быть план. То есть все 45 минут расписываются и заполняются содержанием. На каждое занятие ставится цель, достижение которой и расписано в плане с учетом уровня подготовки всадников.

Схематично план урока выглядит так:

10 минут — Вводная часть
Приветствие и знакомство (если новые всадники).
Напомнить о рисках, связанных с верховой ездой, и убедиться, что все осознают их.
Установить сигнал экстренной остановки.
Проверить состояние амуниции и опросить о состоянии здоровья всех участников.

3 минуты — Объяснение цели урока

5 минут — Инструкции, как достигается цель. Демонстрация.

5 минут — Разминка в соответствии с целью урока

15 минут — Выполнение упражнений, направленных на достижение цели урока.

7 минут — Заключение.

Подведение итогов, обратная связь и ответы на вопросы одновременно с отшагиванием.

Разумеется, каждый пункт плана, за исключением стандартного первого, вы сами наполняете нужным вам содержанием. И у вас получается полноценный сценарий урока с вариациями на случай, если что-то пойдет не так.

Такой подход помогает значительно улучшить качество уроков верховой езды и каждый раз добиваться определенных результатов. Кроме того, становится проще контролировать тренировочный процесс в целом для каждого из ваших всадников.

Если вы никогда не планировали занятия, то лучше всего начинать делать это письменно. Расчертить лист бумаги, записать ваш сценарий урока. Это будет план А. Придумать план Б на случай, если план, А реализовать не получится. И с этим листом бумаги в кармане отправляться к своим всадникам.

Со временем у вас накопится целая подшивка таких листочков, с планами уроков на любой случай. Они станут хорошей палочкой-выручалочкой, когда нужно вести занятия спонтанно, без должной подготовки.

О том, как развивать необходимые тренеру по верховой езде личные качества и профессиональные навыки узнайте на курсе «Принципы обучения верховой езде и ответственность тренера».

Ольга Ерычева
2018