тонкости профессии:

Четыре стадии обучения верховой езде

Чему бы новому ни учился человек, процесс постижения и выработки новых практических навыков проходит через четыре стадии. Не важно, чему именно вы учитесь — водить машину, говорить на иностранном языке, вязать крючком или писать интересные тексты, — этапы, характеризующие процесс обучения, одинаковы. И верховая езда тут не исключение.

Каждый из нас еще до того, как впервые сел на лошадь, наверняка, думал, что ездить верхом — это очень легко и просто. Вон, другие всадники сидят себе, а лошадь сама все для них делает. Достаточно запрыгнуть в седло, взять в руки поводья и крикнуть «Но!» — и все получится. :-) Это состояние называется неосознанная некомпетентность. Человек, не имеющий представления о том, как ездить верхом, не осознает свой недостаток знаний и не желает признавать это.

Переход в следующую стадию происходит сразу же, когда человек начинает пробовать новое. Он на практике убеждается, что просто сидеть верхом, бить пяткой в бок, цокать языком и натягивать поводья недостаточно, чтобы ехать на лошади. Тут он понимает, что нужных для этого умений у него нет. Это стадия осознанной некомпетентности, то есть признания того, что с наскока ничего не выйдет и учиться все-таки нужно. Начинающий всадник решает получать новые знания, необходимые для езды верхом.

Для этого ему приходится прилагать определенные усилия: концентрироваться, запоминать новую информацию, практиковаться. В результате у него начинает получаться — лошадь повинуется, всадник становится уверенней. Наступает третья стадия — осознанной компетентности. Она характеризуется тем, что всаднику всегда приходится думать, что он делает, фокусировать свое внимание на действиях с лошадью. То есть наше сознание постоянно должно контролировать действия тела. Как правило, длится эта стадия долго и требует немалых усилий и затрат энергии.

И вот, награда находит упорных и стойких! В конце концов, после продолжительной практики и совершенствования навыков, всадник достигает независимой посадки, легкости и непринужденности управления лошадью. Теперь на любом аллюре можно болтать с приятелем, любоваться окружающими пейзажами, напевать под нос или даже считать ворон — лошадь при этом движется так, как вам нужно. Заключительна стадия обучения называется неосознанная компетентность. Всадник становится профи в определенных навыках, ему не нужно думать о своей посадке, технике и средствах управления, все работает автоматически — скоординировано и эффективно.

Для тренера важно понимать, как протекает процесс обучения. Как бы ни хотелось ускорить его, перепрыгнув через четвертую стадию, сократить путь не получится. Правда жизни такова: пока всадник не достигнет неосознанной компетентности в каком-либо навыке, его нельзя научить другому смежному навыку. К примеру, если всадник не умеет ездить облегченной рысью без усилий, его бесполезно учить облегчаться под определенную диагональ. Все его мысли заняты базовым навыком — как держать ритм и равновесие, как заставлять мышцы ног работать. Всадник не в состоянии осваивать новое без опоры на хорошо прокачанный базовый навык.

О других аспектах обучения, психологии восприятия и обработки новой информации, а также методах эффективной коммуникации речь идет на курсе «Психология и коммуникация в обучении верховой езде». Десять емких занятий посвящены тому, как развить свои коммуникативные навыки, найти подход к каждому всаднику и быть эффективным тренером в любой ситуации.

Ольга Ерычева
2018