Учить детей ездить верхом интересно, сложно и чрезвычайно ответственно. Для детей очень важно, кто и как введет их в мир лошадей. Хорошо, если вы любите детей и умеете легко находить с ними общий язык, тогда и ваши занятия, скорее всего, будут увлекательными и позитивными. Но главное — тренеру нужно быть уверенным в том, что каждый ребенок, которого он учит, получает максимум пользы и удовольствия от занятий.
У детей в силу возраста и психологического развития ограничена способность концентрировать внимание на чем-то. Чем младше ребенок, тем короче продолжительность периода внимания. Считается, что время концентрации на одной задаче у детей равно возраст плюс два, выраженное в минутах, т. е. семилетний ребенок может удерживать внимание на чем-то одном не больше девяти минут. Поэтому планировать занятия с детьми надо так, что разные упражнения и виды активности часто сменяли друг друга.
До пяти лет дети вряд ли могут делать что-то, кроме как сидеть на пони и выполнять простые гимнастические упражнения. Они слишком малы ростом и физически слабы, чтобы серьезно воздействовать на свою лошадку. В этом возрасте для них важнее развить чувство равновесия и координацию движений и укрепить мышцы, чем научиться управлять лошадью.
Детям нравится заниматься в группе, их уверенность крепнет в присутствии сверстников. Веселые и занимательные уроки в рамках требований безопасности и здравого смысла принесут больше радости и детям, и их родителям, чем суровые однообразные тренировки. Позвольте детям играть, общаться с их пони, взаимодействовать друг с другом в группе и с вами.
Дети, которые действительно настроены научиться ездить на лошади, редко чего-то боятся. Страхи возникают только из полученного в прошлом неудачного опыта. Падения и болевые ощущения ярко и надолго впечатывается в память ребенка. Кроме того, любое неприятное происшествие с одним ребенком может расстроить остальных в группе. Поэтому для тренера важно сделать обучение как можно более гладким, предсказуемым и позитивным.
Детям нужна подготовка к новому испытанию и поддержка, ведь они сильно зависят от взрослых. Поэтому не разрушайте их веру в вашу надежность. Рассказывайте подробно, шаг за шагом, что нужно сделать, как это отличается от прежних действий, что ребенок почувствует, на что это будет похоже. Внезапные новые ощущения могут напугать его, тогда и дальше он будет ожидать чего-то непредсказуемого и сложного.
Никогда не воспринимайте возраст, как препятствие учить чему-то. Если ребенок справляется, он может двигаться дальше в освоении новых навыков. Однако с энтузиазмом всадника, который хочет научиться как можно большему и как можно быстрее, нужно быть осторожным. Хотя прогресс определяется способностями и возможностями, нельзя слишком далеко уходить вперед, не выработав хорошую посадку, чистые и четкие посылы и обязательно — уважение к лошади, как к партнеру.
Бывает, что в группе один всадник способнее других. Чтобы не тормозить его развитие из-за остальных, но и не ставить перед ними непосильные задачи, нужно либо перевести способного в группу уровнем выше, либо в рамках исходной группы давать ему ездить на более сложных лошадях. Или же предлагать усложненные варианты общих упражнений — например, выполнять их без стремян.
Опережающим других юным всадникам полезно давать больше теоретических знаний, подкрепляющих их практические умения. У детей хорошая память, они легко запоминают новые термины и определения, если заинтересованы в предмете. Так всадники должны учиться понимать различия в аллюрах, последовательность движения ног на аллюрах, что такое ритм, баланс, темп и т. д. Полезно привлекать детей к оценке работы других всадников, смотреть и разбирать видео уроков.
Ничего не заменит постепенное развитие навыков с помощью регулярной практики. Крепкий и качественный фундамент поможет молодому всаднику в дельнейшем продвигаться быстрее к более серьезным высотам.