В любом бизнесе, чтобы преуспеть, важно делать нужные вещи в нужное время. Принятое вовремя решение и верные действия могут существенно изменить ход дел и привести к успеху. А если время или возможности упущены, остается только сожалеть, подсчитывая убытки.
Подумайте, как приятно начинать новый год, когда ваши финансовые цели четко обозначены, маркетинговый план готов привлекать новые потоки клиентов, ваше персональное развитие и карьера движутся вперед и вверх, и все устроено так, чтобы ваш конный бизнес приносил больший доход.
Эти двенадцать шагов развития бизнеса, по большому счету, просты и очевидны для любого руководителя, но не всегда выполняются. Ведь нередко то, что нужно сделать сейчас, мы откладываем, оправдываясь отсутствием времени или ресурсов. Поэтому не затягивая, берите блокнот и ручку или создавайте новый файл на вашем ноутбуке — поехали!
1. Скорее всего, ваша бухгалтерия в полном порядке. Если нет, подведите баланс на конец 2018 года, проанализируйте получившиеся цифры и, исходя из этого, принимайте решения о дальнейшей работе.
2. Запланируйте собрание ваших клиентов — коневладельцев, всадников, арендаторов. Это нужно, чтобы понять, как изменились их цели и ожидания, какие есть проблемы, чем клиенты недовольны, чем озабочены. Узнайте, в чем их головная боль. Это полезно знать и руководителям, и тренерам. Информация, полученная от клиентов, поможет вам сделать тонкие настройки вашего сервиса, предложить более точно сформированные услуги, определить ценовую политику и повысить удовлетворенность клиентов.
Проверьте, все ли договоры и соглашения с вашими клиентами подписаны и актуальны, в том числе, касающиеся аренды, постоя, тренировок, инструктажа по технике безопасности, освобождения от ответственности, страхования и т. д. Если сроки каких-либо документов истекли, соберите их в отдельную папку, чтобы продлить и обновить подписи. Проверьте каждого клиента! Все они подписывали договоры с вами в разное время, и если у вас достаточно большой клуб, легко забыть даты и сроки.
3. Уточните размер прибыли по каждому из направлений вашей работы. Сколько вам приносят уроки, прокат лошадей, постой, продажа лошадей, соревнования, детские лагеря, бизнес-тренинги и прочие услуги. Определите самые сильные и самые провальные позиции.
Пересчитывать и перепроверять размер прибыли нужно каждый раз, когда меняются какие-либо параметры рынка: операционные, такие как цены на корма, топливо, материалы, или когда вы изменяете свои цены и предложения.
4. Создайте бизнес-модель для своего бизнеса. Не путайте с бизнес-планом. Это графическое представление или визуализация структуры вашего бизнеса. Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации. Она отражает механизмы и логику вашего бизнеса, охватывая его ключевые сферы — взаимодействие с потребителями, структуру издержек и финансовую эффективность.
5. Сформулируйте ценностные предложения и определите потоки доходов для каждой категории ваших клиентов. Добавьте их в вашу бизнес-модель. Это те же самые уроки, постой, продажа лошадей, соревнования и другие позиции из пункта 3.
6. Спланируйте бюджет. Исполььзуя результаты баланса на конец прошлого года, полученные в пункте 1, набросайте годовой бюджет на 2019-й по ценам прошлого года.
7. Решите, нужно ли вам поднимать цены на ваши услуги в наступившем году. Тут следует опираться на три фактора. Во-первых, финансовые потребности вашего бизнеса (что ему нужно, чтобы быть прибыльным). Во-вторых, что способен вынести рынок. В-третьих, реализуйте ценовую стратегию, основанную на ценности. Если вы найдете время поговорить со своими клиентами и прописать ценностные предложения для каждого сегмента своего бизнеса, у вас будет ясное представление, в каких областях вы можете устанавливать цены с учетом соотношения «ценность/затраты». Старайтесь оповещать своих клиентов об изменениях цен заранее, например, за месяц.
8. Обозначьте цели вашей карьеры и развития бизнеса. Поскольку самые прибыльные сферы работы вы определили на шаге 3, вы можете принять взвешенное решение, на что именно направить ваши усилия. Вернитесь к своему примерному бюджету из пункта 6, сделайте копию и создайте проект на новый год с учетом вашего предполагаемого роста и изменения цен. Кроме того, напишите ваши карьерные цели и оцените стоимость их достижения.
Составлять список целей нужно с учетом ресурсов, необходимых для их реализации. Например, новая лошадь, амуниция, обучение и т. п. Затем напишите пошаговый план получения необходимых ресурсов с конкретными и реалистичными сроками и датами. Просматривайте этот список каждый день, отслеживая прогресс на пути к каждой цели.
9. Запишите для каждого сегмента вашего бизнеса типичный процесс продажи. Например, как ваш последний клиент нашел вас, какие шаги были предприняты, чтобы вернуть его и сделать постоянным клиентом. Посмотрите, в каких областях вы можете активно развивать продажи за счет правильных маркетинговых материалов и хорошо продуманной стратегии удержания клиента.
10. Создайте маркетинговый план на год. Разбейте его на временные интервалы, чтобы отслеживать промежуточные результаты, скажем, после каждых трех месяцев, полгода. Обновите свой сайт, страницы и группы в соцсетях, добавьте актуальную информацию.
Поддерживайте все материалы на уровне, соответствующем вашему ценностному предложению и имиджу бренда. То есть если вы позиционируете свой клуб в сегменте выше среднего, то фотографии грязных лошадей и тачек с навозом или снимки, сделанные с грубым искажением цвета и перспективы, а также тексты с ошибками будут работать против вас. Используйте соцсети, сайт и рассылки для оповещения клиентов об изменениях цен, расписаний, спектра услуг и т. п.
Продвижение на рынке требует значительных усилий, и любая свежая идея может сработать с неожиданно большой отдачей. Поэтому заведите файл или блокнот, в который записывайте все пришедшие в голову вам и вашим сотрудникам новые идеи, а также папку для фотографий, чтобы потом отобрать лучшие и использовать в ваших рекламных кампаниях.
11. Инвестируйте в свой профессиональный рост. Определите, в каком направлении вы хотите развиваться — как тренер, судья или руководитель, и найдите возможности наращивать свою компетентность в нужной вам сфере. Составьте список соответствующих курсов, мастер-классов, семинаров, тренингов и других образовательных программ, выберите, какие из них вы пройдете. И не забудьте про список полезных книг.
12. Напишите подробный бизнес-план используя результаты предыдущих одиннадцати шагов. Теперь у вас есть цели и задачи, проект бюджета, размер прибыли, маркетинговый план, карьерный план и план развития бизнеса.
Кто-то скажет, зачем все это нужно? А вот доказано, что сформулированные и оформленные в слова и числа наши планы и цели работают гораздо эффективнее. Ведь в любой момент можно свериться с написанным и оценить, в чем вы пробуксовываете, а в чем идете с опережением. Да и просто не забывать, для чего вы работаете.
По материалам Equestrian Professional