тонкости профессии:

Активный экспериментатор против теоретика. Как мы реагируем на новую информацию

В работе тренера по верховой езде есть вещи, которые никак не зависят от самого тренера. Например, то, как всадники воспринимают сказанное тренером. Какие бы правильные вещи он ни говорил, как бы подробно ни разъяснял новые упражнения, всадники реагируют на сказанное по-разному. Один недослушает и тут же поедет пробовать, другой будет задавать вопросы, третий — молча думать в сторонке.

Передача информации вообще процесс непростой. На пути любого сообщения есть масса препятствий, так или иначе искажающих смысл сказанного. И если с воздействием окружающей обстановки тренер как-то может справиться — например, он может говорить громче, учитывать направление ветра или пользоваться радиогарнитурой, — то влиять на то, как всадник будет реагировать и что станет делать с полученной информацией, практически невозможно. Это все происходит исключительно у всадника в голове.

Тем не менее, есть способы добиться максимально эффективной передачи информации. Для этого нужно понимать, как она обрабатывается и что получается в результате.

По характеру реакции на новую входящую информацию люди делятся на четыре принципиально разных типа:

  • активные экспериментаторы,
  • рефлексирующие робкие,
  • теоретики,
  • прагматики.

В чистом виде, конечно, эти типы встречаются редко. Каждый из нас представляет собой их сочетание в разных пропорциях, но все же один из типов реакции преобладает.

Девиз активного экспериментатора — «Дай-ка, попробую и посмотрю, что получится». Это те дети и взрослые, которые берут два провода, суют в розетку и соединяют их. Даже если им уже говорили, что из этого получится, им надо проверить самим. Трах-бах — искры, дым, запах горелой изоляции и выбило пробки во всей квартире, зато человек на собственном опыте убедился, что такое короткое замыкание и что больше этого делать не нужно.

Понятно, что люди такого типа учатся, пробуя новое на практике. Им не нужны долгие и пространные объяснения или анализ. Если дать такому человеку новый предмет, например, неизвестную ему деталь амуниции, он тут же начнет экспериментировать и приспосабливать ее для практического использования. Этот тип крайне редко читает инструкции по применению чего-либо и сразу переходит к действию.

Обучая активных экспериментаторов верховой езде, нужно сводить объяснения к минимуму. Чем меньше инструкций, чем быстрее такой всадник перейдет к практике, тем лучше. При этом нужно регулярно напоминать о безопасности — как в случае с розеткой, их активность может оказаться деструктивной.

Зато активный тип — это отличные демонстраторы, поскольку им нравится действовать, а возможные ошибки их мало заботят. Направьте их энергию в мирное русло, попросите показать что-нибудь новое. Они с радостью сделают это.

У робких рефлексирующих всадников позиция противоположная. На любую новую информацию они ответят: «Подожди, мне надо это обдумать».

Это осторожные и аккуратные исполнители, а также очень хорошие слушатели. Для них нужно разъяснять каждый новый элемент во всех деталях и подробностях. Рефлексирующие всадники не любят быть в центре внимания. Они не станут выполнять новое упражнение до тех пор, пока не получат исчерпывающие инструкции и не обдумают, что и как они будут делать.

Если занятие проходит в группе, рефлексирующий всадник пропустит вперед всех остальных и будет наблюдать, анализировать, мысленно повторять упражнение, пока не убедит себя, что у него это тоже получится. Пока новый навык не освоен, такой всадник никогда не вызовется продемонстрировать его группе и не поедет первым.

У теоретиков и прагматиков свои особенности. О них и о многих других аспектах взаимодействия между тренером и всадником можно подробно узнать из курса «Психология и коммуникация в обучении верховой езде». Десять насыщенных занятий посвящены тому, как развить свои коммуникативные навыки, найти подход к каждому всаднику и быть эффективным тренером в любой ситуации.